Chenier Clifton

 
 

Chenier Clifton




ЧЕНЬЕР КЛИФТОН (Chenier Clifton) (25 июня 1925, Опелоуз, Луизиана — 12 декабря 1987, Лафайет, Луизиана), американский певец, гитарист, аккордеонист. Считался «королем» музыки в стиле зайдеко.
Родился в сельской семье. В детстве и юношестве работал на хлопковых и сахарных плантациях. Первые уроки игры на аккордеоне получил от отца. Вместе с младшим братом Кливлендом, игравшим на стиральной доске, начал выступать по выходным дням на деревенских танцплощадках, исполняя традиционные для Луизианы франкоязычные песни. С 1947 вместе с братом работал на нефтеперегонном заводе в Порт-Артуре, Луизиана.
В это время по радио знакомится с популярным стилем «ритм-энд-блюз» и испытывает его влияние. Смесь луизианских тустепов и вальсов с ритм-энд-блюзовой и рок-н-ролльной энергетикой делают группу братьев Ченьер (в которой работал тогда молодой гитарист Лонни Брукс (Lonnie Brooks) местной сенсацией. Танцевальная музыка становится их постоянной работой. Вскоре Клифтон Ченьер уже разъезжает в кадиллаке.
В 1954 записывает дебютный сингл для местной фирмы грамзаписи. В следующем году подписывает контракт с более крупной фирмой Speciality и выпускает следующий сингл, демонстрирующий исполнение «зайдеко» по модным ритм-энд-блюзовым меркам. Пластинка становится хитом на местных радиостанциях. Ченьер спешит закрепить успех гастролями, но сугубо локальная музыкальная специфика вынуждает его ограничиваться штатами Луизиана и Техас. В этот период в его группе играет достаточно известный теперь блюзовый гитарист Филипп Уокер. В 1956—7 записывает несколько синглов для Chess, однако это сотрудничество оказывается недолгим. В группе Ченьер делает первые профессиональные шаги 17-летняя певица Этта Джеймс, опекуном которой в связи с ее юным возрастом официально назначен Клифтон Ченьер.
С появлением в США волны значительного интереса к народной музыке начинается новый этап творчества Ченьера. В 1964 он записывает дебютный альбом для чикагской фирмы Arhoolie, возвращаясь к музыке «зайдеко», но не утратив рок-н-ролльного напора. Его исполнительский стиль игры на аккордеоне глубоко индивидуален. Кроме того, он играет на клавишных инструментах и губной гармонике. Кливленд Ченьер, держа по три консервных ножа в каждой руке, демонстрирует виртуозное владение своим нехитрым инструментом — рэббордом (rabboard — терка, по сути — гофрированный стальной лист), создавая ритмическое поле высокой напряженности. Они много записываются, выступают на фестивалях, гастролируют по США и Европе, в том числе в рамках ревю American Folk Blues Festival.
В конце 70-х годов к группе Клифтона Ченьера присоединяется гитарист Дэнни Кэррон, позже работавший с Чарлзом Брауном. Нынешняя звезда стиля «зайдеко» Бакуит Зайдеко в это время играет в группе на клавишных инструментах и практикуется в аранжировке.
Клифтон Ченьер гастролировал почти безостановочно, пока заболевание диабетом не заставило его отказаться от поездок. «Король зайдеко» был настолько ослаблен болезнью, что в 1982 году на записи альбома для чикагской фирмы Alligator ему пришлось использовать электронный аккордеон. Он вновь пытается подновить звучание любимой музыки в соответствии с требованиями широкой публики и записывает композицию Disco Zydeco. Альбом удостоен Grammy. И последний, прощальный свой альбом Клифтон Ченьер называет Country Boy Now Grammy Award Winner(«Был деревенский парень, а теперь — лауреат премии Грэмми»).
Как истинный король, Клифтон Ченьер позаботился о том, чтобы оставить наследника. С. Дж. Ченьера (C. J. Chenier), начинавшего музыкальную карьеру как джазовый саксофонист, а сегодня с аккордеоном в руках успешно продолжающего главное дело всей жизни отца: традиционная музыка зайдеко должна быть созвучна новому времени.


Создан 14 ноя 2007



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником