МАШИНА ВРЕМЕНИ

 
 

МАШИНА ВРЕМЕНИ




«МАШИНА ВРЕМЕНИ», рок-группа (Москва).
Ставшая первой звездой отечественной рок-музыки и во многом предопределившая ее переход к русскоязычному творчеству, «МАШИНА ВРЕМЕНИ» была организована в одной из московских школ, хотя ее создатель и с тех пор бессменный лидер Андрей Макаревич начал свой путь в музыку годом раньше. В 1968 он впервые услышал BEATLES и, подверженный всеобщей моде, собрал из одноклассников и одноклассниц вокально-гитарный квартет THE KIDS, с переменным успехом игравший англоязычные номера на вечерах школьной самодеятельности. Знакомство с певшими уже тогда по-русски «АТЛАНТАМИ» А. Сикорского и К. Никольского побудило его сделать «настоящую» группу и начать сочинять песни самостоятельно.
В первый, просуществовавший крайне недолго, состав «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» вошли: Андрей Макаревич (гитара, вокал); Александр Иванов (гитара); Павел Рубин (бас); Игорь Мазаев (фортепияно); Юрий Борзов (барабаны). Необходимость добиться минимально-профессионального звучания вскоре вызвала изменения: один за другим ушли Иванов, Рубин и Мазаев. Их заменили Александр Кутиков (бас, вокал) и Сергей Кавагоэ (клавишные). Мало-помалу группа начала выступать, добиваясь популярности в окрестных школах.
В 1970 последнего из «ветеранов» — Ю. Борзова — сменил довольно известный в Москве барабанщик Максим Капитановский. У «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» появилась своя аппаратура и довольно обширный репертуар. Два года спустя Капитановский уходит и группа, не найдя ему достойной замены, распадается. Следующие 12 месяцев или чуть больше судьба участников группы оказалась связанной с довольно известной в Москве поп-группой «ЛУЧШИЕ ГОДЫ» Р. Зобнина. Незадолго до этого «ГОДЫ» радикально поменяли свой состав, и одним из новобранцев стал соученик Макаревича по Архитектурному институту Сергей Грачев, который и привел с собой Макаревича, Кутикова и Кавагоэ.
В 1973 «ЛУЧШИЕ ГОДЫ» почти в полном составе ушли на профессиональную сцену и «МАШИНА ВРЕМЕНИ» была возвращена к жизни. С осени 1973 до начала 1975 группа пережила смутное время, выступая на танцплощадках и сейшнах, играла «за стол и кров» на южных курортах, беспрерывно меняя состав. За эти полтора года через группу прошло не менее 15 музыкантов, среди которых были барабанщики Юрий Фокин и Михаил Соколов, гитаристы Алекс «Уайт» Белов, Александр Микоян и Игорь Дегтярюк, скрипач Сергей Осташев, клавишник Игорь Саульский и многие другие. Не выдержавший этой круговерти Кутиков в конце концов ушел в «ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО», Саульский позже играл с «АРСЕНАЛОМ» Алексея Козлова.
К весне 1975 состав стабилизировался: Макаревич, Кавагоэ (в результате всех этих перемещений оказавшийся за барабанами) и басист, вокалист Евгений Маргулис; приобрел узнаваемые черты и стиль группы, который определили многочисленные интересы и пристрастия ее участников: от бардовской песни до блюза и от кантри до рок-н-ролла. Сыграли свою роль характерные тексты Макаревича: чуть ироничные, иногда немного патетичные; имеющие форму притчи или басни, они затронули широкий круг проблем, характерных для тогдашней молодежи.
В марте 1976 «МАШИНА ВРЕМЕНИ» с триумфом выступила на таллинских «Днях популярной музыки», после чего по приглашению «МИФОВ» и «АКВАРИУМА» дала несколько концертов в Ленинграде, которые стали началом массовой и длившейся пять лет «машиномании». На полгода к группе присоединился ленинградский блюзмен Юрий Ильченко (экс-«МИФЫ»). «МАШИНА ВРЕМЕНИ» каждые 2—3 месяца совершает челночные рейсы в Ленинград, давая по несколько концертов, производивших смятение в рядах местных рок-фанов, и снова исчезает. В 1977 стали лауреатами фестиваля «Дни молодежной музыки» (Таллин).
Росту популярности группы способствовало и ее участие в фильме Данелия «АФОНЯ», в котором прозвучал тогдашний ее хит Ты или я («Солнечный остров»). Продолжались эксперименты с составом. После ухода Ильченко появились скрипач Николай Ларин, трубач Сергей Кузьминок, кларнетист Евгений Легусов, клавишники Игорь Саульский (вторично) и Александр Воронов (экс-«ВИКТОРИЯ»). В 1978 ленинградский звукорежиссер Андрей Тропилло выпустил первый магнитоальбом группы « День рождения». На следующий год группа подготовила монументальную программу «Маленький принц» с развернутыми инструментальными соло, чтением стихов и начатками режиссуры (она тоже была записана на пленку).
Летом 1979 внутренние противоречия, уже давно копившиеся в группе, нашли свое разрешение. «МАШИНА ВРЕМЕНИ» снова распалась: Кавагоэ и Маргулис, собрав старых друзей, образовали «ВОСКРЕСЕНИЕ», Воронов реорганизовал «ВИКТОРИЮ», а Макаревич осенью того же года вывел на сцену новый состав «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ»: Александр Кутиков — бас, вокал; Валерий Ефремов — ударные; Петр Подгородецкий — клавишные, вокал. Они подготовили новый репертуар, поступили на работу в Московский областной театр комедии, а в марте 1980 стали главной сенсацией и лауреатом Всесоюзного рок-фестиваля «Весенние ритмы. Тбилиси-80». Группа, наконец, вышла из подполья, получила признание миллионов слушателей. Однако оттепель длилась недолго. Весной 1982 против рок-музыки была развернута кампания, инспирированная статьей «Рагу из Синей птицы» в «Комсомольской правде». Так и не вышел первый альбом на «Мелодии», программа «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» по многу раз правилась и пересматривалась бесчисленными худсоветами. Группу покинул Подгородецкий, которого заменили скрипач Сергей Рыженко и клавишник Александр Зайцев. Рыженко, к сожалению, год спустя уходит.
Вынужденное снижение активности группы побудило Макаревича искать себя в других жанрах. Он выступал соло (с акустическим репертуаром), снимался в кино (вместе с группой): в двух не слишком интересных художественных лентах А. Стефановича — «Душа» (1982) и «Начни сначала» (1986), написал музыку к кинофильмам «Скорость» и «Прорыв».
Лишь в 1986 с изменением всей культурной политики страны «МАШИНА ВРЕМЕНИ» получила возможность нормальной работы. Были подготовлены новые, довольно сильные программы «Реки и мосты» и «В круге света», послужившие основой для одноименных пластинок. Вышла также ретроспективная пластинка « 10 лет спустя», на которой Макаревич попытался восстановить звучание и репертуар середины 70-х годов. Группа посетила несколько зарубежных рок-фестивалей, работала над альбомом в США, где, кстати, еще в 1981 была выпущена их «пиратская» пластинка. Судьбе «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» в той или иной форме посвящены документальные фильмы «Рок-культ», «Рок и фортуна», «Шесть писем о бите». Долгое время коллектив не придавал значения определению названий своих альбомов и не датировал их годами. В дискографии мы приводим наиболее важные и интересные образцы звукозаписи группы, которая, кстати, имела и великое множество «пиратско-концертных» альбомов.
Летом 1990 перед гастролями в Куйбышеве из «МАШИНЫ ВРЕМЕНИ» уходит Александр Зайцев. В группу возвращаются Евгений Маргулис, который теперь играет на гитаре, и Петр Подгородецкий. В ее репертуаре опять много песен «классического» репертуара прошлых лет. В 1990 сольный магнитоальбом и пластинка выходят и у Кутикова. В1994 в Москве на Красной площади состоялся концерт группы, посвященный ее 25-летию.
В январе 1999 с концерта в Израиле началось юбилейное мировое турне “МАШИНЫ ВРЕМЕНИ”, посвященное ее 30-летию. Президент России Борис Ельцин наградил группу орденом Почета “за заслуги в развитии музыкального искусства”. 8 декабря 1999 в СКК “Олимпийский” (Москва) состоялся грандиозный финальный концерт тура. На следующий день после концерта было объявлено об увольнении клавишника Петра Подгородецкого и принятии на его место известного поп-исполнителя Андрея Державина. В первой половине 2000 прошел совместный тур “МАШИНЫ ВРЕМЕНИ” с группой “ВОСКРЕСЕНИЕ” под названием “50 на двоих” по городам России и зарубежья.


Создан 19 апр 2007



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником